"Подвижники нужны как солнце". К 18 Маклаевским чтениям.
Миклухо-Маклай Николай Николаевич - известный путешественник (1847 - 1887). При поддержке Императорского Русского Географического Общества он в 1871 г. отправился на военном корвете "Витязь " на неизвестное до того побережье Новой Гвинеи, с тех пор носящее название берега Маклая..
Папуасы сначала отнеслись к Маклаю крайне недоверчиво. Лишь через полгода отношение туземцев к путешественнику изменилось, дружба между ним и папуасами окрепла и дала возможность изучать их нравы . Добрые отношения между Миклухой-Маклаем и туземцами все развивались: папуасы боготворили его, он полюбил их и, познакомившись с жестокой эксплуатацией островитян приезжими коммерсантами, выступил на их защиту.
В 1882 г. он на короткое время вернулся в Петербург, желая побудить Россию занять Маклайский берег Новой Гвинеи и устроить там русские колонии. Проект этот был признан неприемлемым, и его автор занялся разработкой собранных им наблюдений, опубликование которых должно было состояться на средства императора Александра III. Труды великого путешественника (76 работ) напечатаны в "Известиях Императорского Русского Географического Общества " за 1871 - 84 годы, в зарубежных журналах
Жизнь таких людей как Н.Н.Миклухо-Маклай обычно коротка, потому что все в ней подчинено цели, от которой не отвлекают заботы ни о собственном здоровье, ни об устройстве своем. Они забывают себя, но мир потом долго помнит их жизнь и фантастическую преданность своей идее, во имя которой они боролись и побеждали свои болезни страдания.
О значении таких людей как Миклухо-Маклай размышлял в одной из своих заметок А.П.Чехов: "Подвижники нужны как солнце. Их идейность, благородное честолюбие, имеющее в основе своей честь Родины и науки, их упорное, никакими лишениями, опасностями и искушениями личного счастья непобедимое стремление к намеченной цели, богатство знаний и трудолюбие, привычка к зною и голоду, к тоске по Родине, их фантастическая вера в христианскую цивилизацию и в науку делают их в глазах народа подвижниками, олицетворяющими высшую нравственную силу ".
Недаром знает о них сейчас каждый школьник, а по тем путям, где проходили они, народы слагают о них легенды… Русская публика живо интересовалась судьбою Миклухо-Маклая и его странствиями, предпринятыми с научной целью.
В середине 19 века многие писатели и поэты, философы и общественные деятели восторженно писали о благодетельном прогрессе просвещения и технической цивилизации. Раздавались иногда и скептические голоса. Так, в журнале "Искра " за 1866 год были опубликованы стихи следующего содержания:
"Эпоха гласности настала.
Во всем прогресс,
Но между тем блажен,
Кто рассуждает мало,
И кто не думает совсем ".
Ученые старались отыскать признаки, отличительные черты прогрессивного развития даже у дикарей. Но "дикарям высшей культуры " не дано понимать и ценить своеобразие других культур. Им пришлись по сердцу взгляды тех ученых, которые доказывали принципиальное различие человеческих рас. Против этих идей выступали в России революционные демократы. Н.Г.Чернышевский писал: "Мы убеждены, что и негр отличается от англичанина своими качествами вследствие исторической судьбы своей, а не вследствие органических особенностей ". Подобные принципы были близки и понятны Н.Миклухо-Маклаю возможно потому, что он рос и воспитывался в русской семье середины 19 века - времени расцвета российской культуры и прежде всего, литературы, пронизанной идеями свободы и гуманизма, поисков правды и добра. Он зачитывался произведениями русских демократов, восхищался принципиально стью и мужеством Н.Чернышевского, и энергией и остротой ума Д.Писарева.
Когда Н.Н.Миклухо-Маклай готовился к своему второму путешествию с целью создания на острове независимого общества, он искал поддержки у общественности, желая привлечь на свою сторону авторитетных людей России, и направил письмо Л.Н.Толстому и несколько своих статей.
Заметки Миклухо-Маклая произвели на Толстого огромное впечатление и, несмотря на болезнь, он ответил ему: "Вы первый доказали, что человек везде человек, в общение с которым можно входить только добром… И вы доказали это подвигом истинного мужества, что так редко встречается в нашем обществе, что люди его даже не понимают.
Вот это меня в вашей деятельности трогает и восхищает. Не знаю, какой вклад в науку, ту которой вы служите, составляют ваши коллекции и ваши открытия, но ваш опыт общения с дикими составит эпоху в той науке, которой я служу, - в науке о том, как жить людям друг с другом ". Этой встрече Л.Толстого и М.Маклая не суждено было сбыться, но высокая оценка, данная великим писателем и мыслителем великому ученому-путеше ственнику, была ему очень дорога.
Незадолго до смерти Миклухо-Маклай написал последнее письмо Л.Н.Толстому и приложил к нему свою брошюру о путешествии на острова Адмиралтейства. Лев Толстой прекрасно понял, что всю научную деятельность на Новой Гвинее Маклай избрал лишь предлогом для своего изумительного подвига. Он посвятил свою жизнь науке и во имя ее сделал многое. Наука - его оружие, которым он боролся за равноправие рас и справедливость. Имя его стало популярным в России. Оно принадлежит к числу тех имен, которыми мы, русские, можем гордиться. Л.Ковшевная, методист библиотечно-информационного центра.